Главная / Публикации / Реестр сведений о банкротстве как единый и полный информационный ресурс

Реестр сведений о банкротстве как единый и полный информационный ресурс

23 ноября 2017

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 18.05.2013 № 391

Ольга Пепенина
антикризисный управляющий
член Белорусского общественного объединения
специалистов по антикризисному управлению и банкротству

В 2014 году в глобальной компьютерной сети Интернет в свободном доступе заработает Единый государственный реестр сведений о банкротстве, который представляет собой электронную систему сбора информации о банкротствах, данных об антикризисных управляющих.

В настоящее время кредиторы, приступая к сбору данных о должниках, процедурах банкротства, не всегда имеют возможность быстро и точно их получить. Некоторые сведения можно узнать из печатных средств массовой информации либо найти на сайтах Министерства экономики Республики Беларусь (далее – Минэкономики), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; ознакомиться с делом о банкротстве в хозяйственном суде, запросить сведения у антикризисного управляющего, получить выписку об интересующем субъекте из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) и др. В этой связи говорить о доступности, полноте и прозрачности информации о банкротстве не приходится.

Первые шаги по унифицированию процесса размещения сведений были сделаны при разработке новой редакции Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 №415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон). В ст. 21 Закона закреплена обязанность опубликования сведений о банкротстве в глобальной компьютерной сети Интернет. На интернет-сайте будет публиковаться информация обо всех этапах процедуры банкротства – от возбуждения дела в суде до исключения должника из ЕГР. При этом доступ к данным Единого государственного реестра сведений о банкротстве (далее – Единый реестр), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет, будет открытым и бесплатным.

Разработка Единого реестра ведется под эгидой Минэкономики на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.05.2013 № 391 «О некоторых вопросах Единого государственного реестра сведений о банкротстве» (далее – постановление № 391). Минэкономики выступает владельцем государственного ресурса, осуществляет организационно-методологическое обеспечение его функционирования.

Сведения, включаемые в базу данных Единого реестра, можно разделить на две большие категории (п. 4 постановления № 391, детализированы в 34 позициях; могут быть дополнены в иных НПА):

1) сведения о должнике, об этапах и действиях процедуры банкротства;

2) сведения об антикризисных управляющих.

По Единому реестру можно будет отследить всю информацию о предприятии-банкроте, его собственниках и руководстве; стадиях дела о банкротстве, о размере кредиторской задолженности, об имущества должника.

Непосредственное наполнение Единого реестра будут обеспечивать антикризисные управляющие, а также орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) (Департамент по санации и банкротству Минэкономики). Сроки внесения информации закреплены в пп. 9 и 10 постановления № 391. Своевременное внесение в Единый реестр сведений является обязанностью антикризисных управляющих. За исполнение обязанности придется заплатить оператору – определенной Минэкономики организации, которая будет обеспечивать техническое функционирование системы. Размер и порядок оплаты будут также определены Минэкономики. При отсутствии или недостаточности имущества должника оплата, связанная с включением сведений в Единый реестр, производится за счет средств управляющего.

Достоверность данных, включенных в Единый реестр, управляющие должны будут подтверждать электронной цифровой подписью. Использование электронной базы данных позволит избежать «ручной» проверки деятельности управляющих, обеспечит юридическую чистоту сообщений, предотвратит возможность мошенничества при вводе данных.

Запуск электронного ресурса также призван упростить практическое применение положений Закона, касающихся предоставления заявителем не менее 3 кандидатур антикризисных управляющих при подаче заявления о банкротстве в суд. Нередко заявитель не имеет данных об антикризисных управляющих и не может выполнить это требование Закона, что влечет возвращение заявления о банкротстве (ст. 64 Закона). В Едином реестре будет размещен не только перечень антикризисных управляющих, но и персональные данные о руководителе управляющего - юридического лица, об индивидуальном предпринимателе; информация о категории аттестата, о наложении административных взысканий за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязанностей управляющего. Подробная информация поможет заявителю выбрать наиболее опытные и ответственные кандидатуры управляющих. Безусловно, размещение в публичном доступе сведений о фактах ненадлежащего исполнения управляющими обязанностей, об объеме погашенных требований кредиторов положительно повлияет на работу антикризисных управляющих. Система предоставит возможность проследить историю работы любого управляющего, получить информацию о проведенных им делах. С внедрением современных технологий процесс банкротства станет прозрачнее, надежнее, удобнее. Информация о процедурах банкротства будет доступна в систематизированном виде. Единый реестр позволит идентифицировать всех участников процесса, быстро найти нужную информацию в архиве, проводить мониторинг должников.

Нередко в процедурах банкротства возникают конфликты между кредиторами и управляющими, иными участниками дела о банкротстве. Из-за потока жалоб процесс усложняется и затягивается на годы. В связи с этим одна из идей введения электронной системы заключается в том, чтобы упорядочить дела о банкротстве и сделать саму процедуру прозрачной для всех участников процесса. Перевод публикации информации в онлайн-режим должен внести свою лепту в борьбу с «криминальными» банкротствами, банкротствами фирм-однодневок.

Во многих странах с развитыми экономиками используются системы, где собрана вся информация о банкротстве в стране и любой человек может с легкостью получить нужные для себя сведения об интересующей его компании или управляющем (Нидерланды http://insolventies.rechtspraak.nl/, Чехия http://portal.justice.cz/Justice2/Uvod/uvod.aspx, Австрия http://www.edikte2.justiz.gv.at/, США http://www.uscourts.gov/Home.aspx, Литва http://www.bankrotodep.lt/). Подобные ресурсы функционируют и у наших соседей: в Российской Федерации – комплексный интернет-ресурс http://bankruptcy.interfax-aki.ru/;  в Украине – сведения об управляющих https://rba.informjust.ua/, о предприятиях-банкротах http://www.minjust.gov.ua/section/366. В Республике Казахстан с начала 2013 года также ведется разработка Единого реестра сведений о банкротстве, системы он-лайн подачи претензий кредиторами, интеграционного взаимодействия с государственными органами.

Положительный эффект концепции электронного Единого реестра гарантирован при условии качественной реализации технического исполнения ресурса и, безусловно, своевременного и добросовестного заполнения базы антикризисными управляющими.



Частное консалтинговое унитарное предприятия «Капитал Диалог»

+375 (29) 632 46 06


УП «Капитал Диалог». 220123, РБ

E-mail: info@capital-dialog.by

Обратная связь